text
Головбух: Бюджет

Отчетность-2017 по рентной плате за использование воды

  • 10 лютого 2017
  • 265

Потребители воды – бюджетные учреждения платят рентную плату за специальное использование воды. Задача бухгалтера учреждения – правильно и своевременно представить контролирующим органам соответствующие налоговые декларации, верно произвести расчеты и перечисление рентной платы за воду в бюджет. Как справиться с такой непростой задачей с наименьшими потерями времени и сил – рассмотрим далее в представленном материале.

Итак, что такое рентная плата?

Рентная плата — это общегосударственный налог, взимаемый за пользование:

  • недрами для добычи полезных ископаемых;
  • недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; за пользование радиочастотным ресурсом Украины;
  • за специальное использование воды;
  • за специальное использование лесных ресурсов;
  • за транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, транзитную транспортировку по трубопроводам аммиака по территории Украины.

 Рентна плата за спеціальне використання води

Это общее определение. Мы подробнее рассмотрим только рентную плату за специальное использование воды, поскольку плательщиками именно этого вида рентной платы могут быть бюджетные учреждения. Сначала найдем законодательное основание, чтобы убедиться, что бюджетные учреждения действительно могут быть плательщиками рентной плата за специальное водопользование.

Кто является плательщиком рентной платы за спецводопользование?

Согласно п. 255.1 Налогового кодекса Украины плательщиками рентной платы за специальное использование воды являются водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, которые используют воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и используют воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

 Военный сбор в текущем и будущем 2018 году

В соответствии с упомянутым источником плательщиками рентной платы за специальное использование воды не являются водопользователи, использующие воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд (то есть использование воды в туалетных, душевых, ванных комнатах и умывальниках и использование для содержания помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии) населения (совокупности людей, которые находятся на этой территории в тот или иной период времени, независимо от характера и продолжительности проживания, в пределах их жилищного фонда и приусадебных участков), в т. ч. для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и плательщиков единого налога

Важно: с 01.01.2018 г. круг плательщиков рентной платы за воду значительно расширится. Соответствующие изменения внесены в НК Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в части улучшения инвестиционного климата в Украине» от 21.12.2016 г. № 1797-VIII. И это еще не все. С этой даты возможно появление и изменений в порядке начисления налоговых обязательств по рентной плате.

По какой ставке следует уплачивать рентную плату за специальное использование воды?

Рентная плата за специальное использование воды насчитывается на фактический объем воды, используемой водопользователями, с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения. Именно он и является объектом налогообложения.

В пп 255.4.1 НК определено, какой объем использованной воды не подлежит обложению рентной платой.

 Щодо зміни системи оподаткування

Ставки рентной платы за специальное использование воды устанавливает п. 255.5 НК. С 1 января 2017 года в НК предусмотрены новые ставки (введены Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году» от 20.12.2016 г. № 1791-VIII).

Эти ставки плательщики должны использовать при расчете налоговых обязательств по рентной плате за использование воды по результатам хозяйственной деятельности в 2017 году.

Ставки рентной платы за специальное использование поверхностных вод представим далее.

Бассейны рек, включая притоки всех порядков

Ставка рентной платы, грн. за 100 куб. м

Днепра к северу от г. Киева (Припяти и Десны), включая г. Киев

49,8

Днепра к югу от г. Киева (без Ингула)

47,37

Ингула

72,25

Сиверского Донца

97,13

Южного Буга (без Ингула)

54,77

Ингула

67,2

Днестра

29,84

Вислы и Западного Буга

29,84

Прута и Сирета

22,41

Тисы

22,41

Дуная

19,97

Рек Крыма

99,59

Рек Приазовья

119,57

Других водных объектов

54,77;

Ставки рентной платы за специальное использование подземных вод устанавливают в следующих размерах.

► Щодо встановлення ставок місцевих податків і зборів

Таблица 2

Наименование региона

Ставка рентной платы, грн. за 100 куб. м

Автономная Республика Крым (кроме г. Севастополя)

92,11

г. Севастополь

92,11

Области:

Винницкая

79,61

Волынская

82,23

Днепропетровская

69,76

Донецкая

94,66

Житомирская

79,61

Закарпатская

52,3

Запорожская:

Веселовский, Мелитопольский, Приазовский, Якимовский районы

79,61

другие административно-территориальные единицы области

72,25

Ивано-Франковская:

Богородчанский, Верховинский, Долинский, Косовский, Надворнянский, Рожнятовский районы

124,5

другие административно-территориальные единицы области

69,76

Киевская:

Белоцерковский, Бородянский, Броварской, Васильковский, Иванковский, Кагарлыкский, Киево-Святошинский, Макаровский, Мироновский, Обуховский, Полесский районы

57,87

другие административно-территориальные единицы области

68,28

Кировоградская

92,11

Львовская

72,25

Луганская

104,56

Николаевская

104,56

Одесская

87,16

Полтавская:

Великобагачанский, Гадячский, Зеньковский, Лохвичский, Лубенский, Миргородский, Новосанжарский, Решетиловский, Хорольский, Шишацкий районы

53,85

другие административно-территориальные единицы области

60,02

Ровненская:

Владимирецкий, Здолбуновский, Костопольский, Ровненский, Сарненский, Острожский районы

64,24

другие административно-территориальные единицы области

74,62

Сумская:

Глуховский, Сумской, Роменский, Шосткинский районы

60,02

другие административно-территориальные единицы области

68,35

Тернопольская

97,13

Харьковская

74,67

Херсонская

74,67

Хмельницкая:

Деражнянский, Красиловский, Летичевский, Староконстантиновский, Хмельницкий, Полонский, Шепетовский районы

62,28

другие административно-территориальные единицы области

94,66

Черкасская

53,85

Черновицкая

87,16

Черниговская:

Городнянский, Корюковский, Ичнянский, Сосницкий, Сновский, Талалаевский районы

74,67

другие административно-территориальные единицы области

58,38

г. Киев

Теперь подходим к вопросу, в какие сроки представлять отчетность по рентной плате.

Отчитываться по этому налогу следует согласно п. 49.2 в. 49 НК. Базовый налоговый (отчетный) период для рентной платы равен календарному кварталу. Плательщики рентной платы самостоятельно исчисляют сумму налоговых обязательств по рентной плате.

► Річний перерахунок ПДФО: 5 завдань для досягнення результату

По рентной плате за специальное водопользование с I квартала 2017 года и в дальнейшем плательщики должны отчитываться по новой форме, утвержденной приказом Минфина от 07.11.2016 г. № 927.

Предельные сроки представления налоговой декларации по рентной плате и уплатыналоговых обязательств

Таблица 3

Отчетный период

Предельный срок представления налоговых деклараций

Предельный срок уплаты налоговых обязательств

IV квартал 2016

9 февраля 2017

17 февраля 2017

И квартал 2017

10 мая 2017

19 мая 2017

II квартал 2017

9 августа 2017

18 августа 2017

III квартал 2017

9 ноября 2017

17 ноября 2017

IV квартал 2017

9 февраля 2017

19 февраля 2018

Плательщик налога подает налоговые декларации по рентной платы за специальное использование воды контролирующему органу по месту налоговой регистрации (пп. 257.3.4 НК).

В то же время налоговики в своих разъяснениях отмечают, что для обеспечения единообразного подхода к учету плательщиков рентной платы за воду и представлению налоговой отчетности, эту норму НК следует применять с учетом п. 63.3 НК. То есть представление налоговой отчетности возможно по неосновному месту учета — по местонахождению водных объектов или объектов, связанных с налогообложением, или объектов, через которые осуществляется деятельность с использованием объемов воды, полученных путем забора из таких водных объектов.

► Примітки до річної фінансової звітності: перше знайомство

Следует обратить особое внимание на норму ст. 66 Бюджетного кодекса Украины, согласно которой рентная плата за специальное использование воды объемом 50% зачисляется в общий фонд областных бюджетов.

Поговорили о правилах. Но у всякого правила могут быть исключения. Когда можно не представлять налоговую декларацию по рентной плате?

Плательщик рентной платы, который в отчетном (налоговом) году намеревается использовать воду исключительно для собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, может уведомить об отсутствии у него объекта обложения рентной платой контролирующий орган заявлением, составленным в произвольной форме. Это станет основанием для того, чтобы в течение отчетного года не представлять налоговую отчетность по рентной плате за воду.

► Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні

Главное для такого плательщика — подать такое заявление не позднее предельного срока представления налоговой декларации за I квартал отчетного года. То есть в 2017 году — не позднее 10 мая.

Если же плательщик рентной платы не будет иметь объекта обложения налогом лишь в некоторых отчетных (налоговых) периодах отчетного (налогового) года и использовать объемы воды в таких периодах лишь для собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, такой плательщик все ровно должен представлять в контролирующий орган налоговую отчетность до конца отчетного (налогового) года. Ведь налоговая отчетность по рентной плате представляется нарастающим итогом.

Підписка на статті

Підпишіться на розсилку, аби не прогавити жодної важливої та цікавої статті. Це БЕЗПЛАТНО. З нашою допомогою працювати легше!

Освітні заходи
Отримайте нові знання
Взяти участь
Інтернет-магазин
Скористайтеся найбільш вигідними пропозиціями щодо передплати і станьте нашим читачем просто зараз
Ми в соцмережах
Бажаєте скачати файл?!



Зареєструйтесь, будь ласка!

30 секунд на реєстрацію – і Ви теж зможете скачувати необхідні документи, форми, зразки тощо


У мене є пароль
нагадати
Пароль надіслано на пошту
Ввести
Введіть ел. пошту або логін
Неправильний логін або пароль
Неправильний пароль
Введіть пароль
Я тут вперше
на реєстрацію знадобиться лише 30 секунд